Знаете, кто самые дисциплинированные туристы в мире? Конечно японцы. Это такое удивительное и забавное зрелище, - группка японских туристов, обвешанных всяческой техникой, с блокнотиками и путеводителями, во главе с местным гидом, который, как правило, возвышается над ними, будто бы донжон над замком или утёс в волнах прибоя. Японцы знают толк не только в извращениях, но и в том, как выжимать из поездки всё, перемещаясь от одной достопримечательности к другой и тщательно документируя все свои передвижения.
Немцы тоже туристы суровые. По крайней мере, когда я жила на Мальте, в нашей языковой школе учился один парень из Германии, который методически обследовал все стоящие посещений места, со всей, приписываемой его нации, скрупулёзностью.
Известно, однако, что многие не любят утруждать себя ни чем подобным, и припеваючи могут провести весь отдых на территории отеля, особенно если это заведение из разряда "всё включено", ну или выбраться куда-нибудь "для галочки", чтобы запечатлеть себя любимого, к примеру, на фоне Биг Бена.
Мой же излюбленный способ знакомства с любой местностью - это просто идти, куда глаза глядят и разглядывать всё кругом. Обычно даже я заблаговременно запасаюсь и путеводителями, и картами, но, случайно или нарочно, имею привычку забывать их в номере. А то и вовсе обхожусь без них. Я - турист созерцательный, предпочитающий случайные, незапланированные впечатления всему остальному. Возможно, это неправильно, но я редко стараюсь попасть специально в какой-нибудь музей, на выставку или на премьеру. Говорит ли это о моей "бездуховности" и отсутствии культуры - я не знаю. Но я не испытываю в том жгучей потребности, хотя да, я была и в Каирском музее, и в Эрмитаже, и в Британском музее, и в музеях Нью-Йорка, и на спектакле в Вест-Энде, и на бродвейском мюзикле... Как и великое множество людей до и после меня.
Наивысшим удовольствием для меня является общение. С городом, с людьми. Наверное именно поэтому, когда в Америке большинство моих соотечественников кучковались и отдыхали вместе, я обзавелась множеством друзей и знакомств из "аборигенов", о чём сейчас вспоминаю с огромным удовольствием. В частности, о своём "американском папе" Джордже. У нас с Джорджем была такая традиция: раз в неделю он вёз меня ужинать в какое-нибудь место по своему (иногда по моему) выбору. И тут мы подходим к самому главному.
Я не могу отнести себя к людям, зацикленным на еде. Да, я люблю поесть вкусно, я считаю это одним из доступных нам удовольствий, и всегда с недоумением отношусь к тем, кто ограничивает себя в пище или относиться к ней равнодушно. Однако же я не могу сказать, что я много думаю о еде. Как правило, когда я одна, холодильник мой пуст, как арктическая пустыня, и единственное время, когда меня занимает вопрос "что мы будем есть"? - это когда приезжают гости. Потому что в такие моменты во мне просыпаются бабушкины гены, и мня охватывает тревога, что люди останутся не накормлены, не довольны и далее по списку. И, всё же, почему-то, помимо духовной пищи и прочих ярких, счастливых и интересных воспоминаний, любое место ассоциируется у меня... с едой и напитками.
Хабаровск! Я скучаю по твоим заведениям с китайской едой. По твоим диковинным продуктам, привозимым из Японии, по этому чёртовому напитку с кусочками алое, которого у нас днём с огнём не сыщешь, и который продаётся только в малюсеньких баночках... Я люблю тульские пряники и блины с припёком из "Милк энд Ханни" в Твери. Я люблю питерские пироги и там же, в северной столице, облюбованный нами тайский ресторанчик "Белый мопс" с его изумительными, огнём горящими во рту супчиками. Я никогда не забуду пиццу из Уфы или мой первый в жизни (и самый изумительный) мохито из Праги. А разнообразная паста, которую подают на таких тарелках и такими порциями, что хватит накормить четверых в любом из кафе на Мальте! А эти кулинарные поединки между итальянским поваром и японской студенткой, в которых я неизменно оставалась в выигрыше! Смузи и шоколадное молоко в лондонских супермаркетах, которым так здорово запивать там же купленные сэндвичи, сидя на лавочке в одном из многочисленных сквериков города. Старбакс...
Кофе на вынос - вообще отдельная тема для разговора. Вряд ли можно описать словами удовольствие от этого небольшого ритуала: проснуться утром, заглянуть в ближайшую кафешку, купить себе карамельный макиато или пампкин спайс, какую-нибудь плюшку и пойти в Центральный парк поглазеть на пробегающих мимо спортсменов и прочие подобные же городские зрелища. А потом вечером, набегавшись по всему Манхэттену, впервые за день поесть, уже глубокой ночью, запивая холодным пивом на двое разрезанный сэндвич из цельного батона "со всем", который едва можно догрызть до конца нашими совместными усилиями, не смотря на то, что он вкусный-вкусный!
На юге я попробовала и лягушачьи лапки, и крокодила, и гумбо, и даже пресловутые "жареные зелёные помидоры", о которых мечтала с самого прочтения книги, и которые меня не разочаровали. В Египте поняла, что холодный каркаде - лучший напиток в жару и пристрастилась к пресному творогу, перемешанному с помидорами. А Крым навсегда будет связан в моей памяти с "кремлёвскими звёздами", самыми изумительными персиками, что я когда-либо ела, спелым инжиром, лепёшками, свеже выловленными мидиями, запечёнными в собственном соку и прочими радостями жизни.
В конце-концов, путешествия должны обогащать нас впечатлениями, не так ли?.. А вы приезжайте в гости, и мы устроим гастрономическое турне по земному шару, у меня как раз разыгрался аппетит.